Топ-100 Православный обряд погребения


Православный обряд погребения

"Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать" (Еккл. 3, 1-2)

Православная Церковь благословляет своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Соборования. Если умирающий не был крещен, то в первую очередь над ним совершается Таинство Крещения. Крещеный человек приноситсвященнику исповедь, и только после- к причащению Святых Христовых Тайн.

Соборование не заменяет собой исповеди, но дополняет его. В таинстве Соборования прощаются грехи неосознанные или забытые. Освященное масло, которое осталось после Соборования, необходимо сохранить. При прощании, в храме, его выливают на тело усопшего. Для этого родственники усопшего, идя на отпевание в храм, берут сосуд с елеем с собой.

Ни одно из таинств не может быть совершено над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю, а тем более над уже умершим.

Если умирающий желает креститься, а священника позвать по каким-то причинам не возможно, то близкие умирающего могут совершить это таинство сами. Для этого необходимо произнести без искажений совершительную формулу Крещения: "Крещается раб(а) Божий(ая) (полное имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь." При этом омывая голову умирающего святой водой при каждом произнесении слова "Аминь". (Если, после такого крещения, умирающий по каким либо причинам остался жив, таинство считается свершившимся и больше не повторяется. Однако его следует дополнить теми молитвами и обрядами, совершить которые может только священник, в первую очередь- Таинством Миропомазания. Для этого надо прийти в храм или пригласить батюшку на дом.)

Облегчает переход в мир иной чтение "Канона молебного на исход души", который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких. Народное название этого канона- "отходная молитва". Его не обязательно читать рядом с умирающим. Умирающий может быть в больнице, Реанимации, а читающий молитву- быть дома. Главное- поддержать молитвой душу умирающего. Если близкий человек покидает мир во время чтения канона, то его дочитывают с заупокойным припевом: "Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего" После наступления смерти усопшему закрывают глаза, подвязывают челюсть, выпрямляют туловище и накрывают с головой.

Порой предсмертная болезнь длится долго, принося страдания как больному так и его родным.В таких ситуациях, по благословлению священника, может быть прочитан другой канон- "Чин бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страдает"

Приготовление тела к погребению

"Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие." (1 Кор. 15;53)

Православный обряд погребения включает в себя омовение тела, облачение его в одежду, чтение и пение погребальных молитв, отпевание и предание земле. При выборе одежды для покойного следует руководствоваться чином или служением при жизни покойного. То есть, если умерший был военным, то его одевают в мундир, если священником, то-в облачение. Если у усопшего была "мирная" профессия, то подойдет костюм (для мужчин) или платье (для женщин).
Правила жизни в таком огромном мегаполисе, как Москва таковы, что часть обрядов невозможно совершить в полной мере, это- омовение, облачение в одежды. Т.к. тело перевозится в морг и всё вышеперечисленное делают сотрудники морга.
В такой ситуации, если вы хотите соблюсти обряд, будет целесообразным провести омовение не снимая одежды с умершего: крестообразными движениями трижды отрите части тела, свободные от одежд (кисти рук, ступни), начиная с головы. Омовение, по обычаю, совершается родственниками умершего с чтением молитвы: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". Для омовения используют губку, теплую воду и мыло.
ВАЖНО!: Не начинайте омовение до приезда сотрудников скорой помощи и полиции. Только после констатации факта смерти медиками и осмотра места смерти полицией можно будет начать обряд. Сразу же после омовения тела усопшего над усопшим читается "Последование по исходе души от тела":

"Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Чин литии, совершаемый мирянином

Лития, в переводе с греческого, означает усиленное моление. В отсутствие священника её может совершать каждый православный мирянин. Литию можно совершать в любое время, когда хочется помолиться об усопшем.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) ,и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Молитвы об усопшем до отпевания

Сразу после приготовления тела к погребению над усопшим нужно прочесть по молитвослову "Последование по исходе души от тела"

Надо как можно раньше заказать о усопшем сорокоуст- молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства, закажите сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. Сорокоуст можно возобновлять, заказывать долгосрочное поминовение- на полгода или год. В монастырях и монастырских подворьях можно заказать вечное поминовение (пока стоит обитель). Так же можно заказывать панихиды.
Панихида, в переводе с греческого, означает всенощное пение. Моление, которое совершается в течение всей ночи.

Хорошо поминать усопшего на неусыпаемой Псалтири- чтении, которое продолжается круглые сутки. Круглосуточное чтение Псалтири с поминовением усопших совершается в монастырях и монастырских подворьях.

Отпевание

Похороны усопшего проходят на третий день после его смерти. Незадолго до выноса гроба из морга надо еще раз прочесть "Последование по исходе души из тела".
Перед самым выносом читают литию и с пением Трисвятого(Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.) гроб с телом покойного перевозится в храм.
На Светлой седьмице умершего провожают под пение пасхпльного тропаря: "Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ и сущимво гобех живот даровав"
Лучше постараться приехать в храм до начала Божественной литургии. В этом случае священнослужители особо почтят усопшего, вознеся по ходу богослужения молитвы о прощении его грехов.
В храме гроб с телом усопшего помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а рядом ставят подсвечники. Крышку от гроба оставляют в притворе или во дворе. Так же, гроб с телом усопшего можно оставить на ночь, перед отпеванием, в притворе храма. Но на это следует взять благословление настоятеля храма.

Отпевание начинается 90-м псалмом: "Живый в помощи Вышняго..."
Затем следует 118-й псалом. Этот псалом состоит из 176 стихов, но на практике подвергается значительным сокращениям. После псалмов- ветхозаветных песнопений поются новозаветные тропари с припевом "Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим". Отпевание продолжает канон,после- следеет Евангелие.
Вслед за чтением Евангелия священник свидетельствует о прощении всех грехов, в которых усопший покаялся или не смог исповедать, читая разрешительную молитву. Для удостоверения того, что с усопшего сняты все ептимии и он примирился с Церковью, священник вкладывает лист с разрешительной молитвой в правую руку усопшего.
После этого, наступает время прощания. Близкие усопшему дают последнее целование, целуя венчик на его челе и икону, лежащую в гробу. Вэтот момент нужно попросить прощения за все обиды, которые мы причинили усопшему и простить то, в чем он был виноват перед нами. Икону после прощания следует из гроба забрать. Её можно забрать себе или отдать в храм.
Лицо усопшего закрывается покрывалом и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: "Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней"(Пс. 23, 1). Строго по уставу это положено делать на кладбище при опускании гроба в могилу, но поскольку родственникам не всегда удается взять на кладбище священника, то это делается в храме. Если по каким-то причинам прощание с покойным будет происходить на кладбище, тогда священник дает землю родственникам и те сами высыпают её в гроб. Точно так же, как это сделал бы священник. После этого гроб закрывают крышкой и забивают гвоздями.
Гроб выносят из храма вперед ногами и сопровождается пением Трисвятого. Следует заметить, что гроб могут нести и родственники усопшего. Все рассказы о том, что родне нельзя прикасаться к гробу, иначе покойник "утянет" за собой- не более чем суеверие.
При опускании гроба в могилу читается тропарь:
"Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче"

Отпевание младенцев

Над умершими младенцами, принявшими Таинство Крещения, как над безгрешными, совершается особое последование. В его составе нет молитв об оставлении грехов умершего, а лишь прошение сподобить младенца Царства Небесного по неотложному обетованию Господа (Мк.10,14).
Над умершими некрещеными младенцами, в том числе и не рожденными, (выкидышей, умерших во время родов, абортов) отпевание не совершается, так как они не очищены от первородного греха.
Отпевание по этому чину совершается над детьми до семилетнего возраста.
Вместо разрешительной молитвы читается молитва "Храняй младенцы..."
При последнем целовании поются особые стихиры, в которых выражается скорбь родителей об усопшем ребенке и утешение им, что он причислен к лику ангельскому.

Кого церковь не отпевает

Православная церковь не отпевает иноверцев, атеистов, язычников, некрещеных, а так же людей осознанно совершивших самоубийство.
Стоит заметить, если самоубийство было совершено в состоянии временного или постоянного помешательства (психическое заболевание, наркотическое или алкогольное опьянение), то вопрос об отпевании решается епархальным архиереем. Родственникам следует обратиться в канцелярию своей епархии с письменным прошением, к которому прилагается свидетельство о смерти.
Так же следует поступать, если родственники инославного христианина (католика, протестанта) хотят отпеть его по православному обряду. Или же когда невозможно установить- был ли умерший крещен или нет.
Люди, умершие в результате несчастного случая (падение с высоты, отравление пищей или лекарствами и т.п.) умышленными самоубийцами не считаются и их отпевание проходит в обычном порядке.
Лишаются отпевания преступники, умершие от ран в результате полученного отпора, во время совершения преступления. К таким лицам относятся все преступники: воры, убийцы, насильники и т.д.
Домашняя молитва о упокоении иноверцев, некрещеных и самоубийц разрешается Церковью, но только с благословления духовника.

Место погребения и молитва на кладбище

Погребение должно совершаться на специально отведенных для этого местах- на кладбищах.
Кладбища- это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Кладбища и могилы обносятся оградой, чтобы туда не проникали животные, не ссыпался мусор и прочее.
Над могилой усопшего насыпается небольшой могильный холм из земли и ставится крест. Крест на могиле ставят так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был чист и ухожен. Могила- это место будущего воскресения, и по этому необходимо содержать её вчистоте и порядке.
В могилу усопшего обычно кладут лицом к востоку, так как и мы молимся лицом на восток в ожидании второго пришествия Христова, и в знак того, что усопший идет от запада жизни к востоку вечности. Уже святой Иоанн Златоуст говорит о положении усопшего лицом на восток в ожидании воскресения, как об обычае, существующем с прежних времен.

Придя на кладбище, надо зажечь свечу, совершить литию по чину для мирянина. По желанию можно почитать акафист об упокоении усопших. Затем можно прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно не допустимо лить спиртное на могильный холм- этим вы оскорбите память покойного. Не надо оставлять на могиле еду.

Поминовение усопших

Днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти.
Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы.
Поминовение на девятый день- это воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании усопшего.
Сороковой день важен тем, что именно тогда душа возносится к Престолу Господню, где решится её участь, назначается место, которого она удостоилась по своим делам.
Кроме того, полагается поминать усопших в годовщины их смерти. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается поминовением его родными и близкими. Другие памятные дни- день рожденья, именины, день свадьбы (для супругов)- тоже являются поводом для усиленной молитвы. Не следует пренебрегать поминовением в любой другой день. Ведь молитва- это главная помощь живых отошедшим в мир иной. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на живых.

Чтобы правильно помянуть усопшегов памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать записку о упокоении с его именем. Записки принимаются на Литургию и на панихиду. Записку нужно озаглавить "О упокоении". Имена писать разборчиво, в родительном падеже (пример: Петра, Марии) Дети до семи лет именуются младенцами, усопшие в период до сорокового дня- новопреставленными, в годовщину- приснопамятными. Отдельно указываются воины. Слова убиенный, утопший и т.п.- писать не нужно.
Можно пожертвовать на помин души еду, для этого в храмах есть особые панихидные столики. Не принято вносить в храм мясную снедь, а в период поста не следует оставлять на панихидных столиках яйца, молочные продукты и скоромные сладости. Само собой, вся принесенная пища должна быть пригодной для употребления.
Самым простым и распространенным способом жертвы за умершего является покупка в храме свечи. В каждом храме есть канон- подсвечник, в виде прямоугольного столика с небольшим распятием. Именно на него ставят свечи с молитвой об упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

Не только в храме можно молиться об усопших.Помимо церковного поминовения память усопшего следует почтить чтением дома чина литии. Домашняя молитва может быть и более усердной. Хорошо все сорок дней после кончины ежедневно прочитывать Канон о усопшем. В последствии молитва об упокоении должна стать ежедневной. Для этого в молитвенное правило православных христиан включено особое прошение:
"Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости им все согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное."
Домашняя заупокойная молитва может так же включать чтение Псалтири по умершему, канона или акафиста о упокоении его души.

Поминальная трапеза (поминки)

Обычай поминать усопших за трапезой известен очень давно.
Традиционно поминальную трапезу устраивают в день похорон, после погребения усопшего, а так же на 9-й и 40-й дни после смерти. И кажды год, в день именин усопшего и в день его кончины.
Начинать поминальную трапезу следует с молитвы. Лучше, с чина литии. В крайнем случае прочитать 90-й псалом, или "Отче наш".
Первое блюдо поминальной трапезы- кутья. Это отваренные зерна пшеницы или риса, с мёдом, изюмом или купагой. Есть особый чин освящения кутьи, но если нет возможности попросить об этом священника, сами окропите кутью святой водой.
Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Прочие блюда следует подавать с непременным соблюдением поста, если поминки пришлись на среду, пятницу или многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресеенье.
По церковным канонам, алкоголь на поминках не уместен. Даже если усопший любил выпить.

Дни поминовения усопших

В определеннные дни года Православная Церковь проводит поминовение всех преставившихся. И тех кто удостоился отпевания, и тех кто не был напутствован в мир иной молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, называются вселенскими, а сами дни- вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
4. Радоница - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Дмитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а в последствии ставший днем моления за всехправославных воинов и военоначальников. Бывает в субботу, предшествующую 8 ноября- дню памяти великомученика Дмитрия Солунского.
6.Поминовение усопших воинов - совершается 9 мая и 11 сентября- в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Накануне каждого из этих дней, в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения- парастасы, а после литургии бываютвселенские панихиды.
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, именин.

Когда не поминают усопших

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения имен на проскомидии, не совершаются во всех храмах в период с четверга Страстной седьмицы (последняя неделя перед Пасхой) первого воскресенья после Пасхи. Очное отпевание в эти дни разрешается, кроме самого праздника Пасхи. В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.
Обычай посещать кладбище на Пасху не является православным и противоречит уставу Православной Церкви.

Чтение Псалтири по усопшим

В Православной Церкви есть обычай чтения Псалтири по усопшему и до, и после погребения. Псалтирь читается до самого выноса тела для погребения.
Так же чтение Псалтири по усопшемусовершается в девятый, двадцатый, сороковой день после смерти и ежегодно, в дни преставления и "именин" усопшего.
Существует обычай просить священнослужителей или людей, специально занимающихся этим- почитать Псалтирь в память усопшего. Причем эта просьба подкрепляется подачей милостыни за поминаемых. Но очень важно чтение Псалтири и самими родственниками. Для усопших это будет куда более хорошо, так как будет свидетельствовать о большей степени любви и усердия со стороны живых, которые хотят потрудиться в память о них сами, а не заменять себя другими. Если близкие не могут непрерывно участвовать в молитве читающего Псалтирь, то, по возможности, им следует присоединяться своим молением к молитве чтеца. Особенно это важно во время заупокойной молитвы между псалмами.

Чтение Псалтири обычно совершается стоя. Само чтение Псалтири по умершему совершается по следующему порядку:

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Затем читается первая "Слава" 1-й кафизмы.
После каждой "Славы"- молитва "Помяни, Господи Боже наш"
После окончания кафизмы читается Трисвятое по "Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва.
Новая кафизма начинаетсяс "Придите, поклонимся"

Порядок молитв на Светлой седьмице

Особый порядок молитв об умершем установлен Церковью на тот случай, если кончина пришлась на дни, следующие за праздником Пасхи- на Светлой седьмице. Вместо заупокойного канона на Светлой седьмице читают Пасхальный канон, а во всех случаях, когда когда положено читатьлитию, поют пасхальные стихиры (на положение во гроб, на вынос тела и до, и после захоронения на кладбище)

Вместо Псалтири на Светлой седьмице по традиции читают одну из книг Нового Завета- Деяния святых апостолов.
Чтение Деяний святых апостолов содержит в себе и молитву о усопшем, и утешение родным

Стихры Святой Пасхи, глас 5-й

"Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.
Пасха священная нам днесь показася, Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха, всех освящающая верных.

Яко исчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видения, жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев, из гроба яко Жениха происходяща.

Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены, утру глубоку представша гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам возсия. Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха, избавление скорби! Ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем; рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав."

-->