Топ-100 Китаб аль-джаназа


Китаб аль-джаназа

Когда человек находится в предсмертном состоянии (мухтадар), желательно положить его на правый бок, лицом в сторону киблы (в этом же положении он будет покоиться в могиле). Важно убедить умирающего произнести слова Свидетельства, облегчающие его физические и духовные страдания: «Ля иляха илляллах» (Нет бога кроме Аллаха)»

После наступления смерти (маут) следует закрыть покойному глаза и подвязать подбородок, чтобы придать его облику благообразие. Желательно известить о смерти человека его родных, близких, друзей для того, чтобы они с ним простились, прочитали джаназа-намаз и вознесли мольбы (ду‘а) Всевышнему, чтобы Он смилостивился над ним.

Помочь человеку достойно покинуть этот мир – дело богоугодное. Оно учит помнить о неизбежном конце земного пути и побуждает достойно пройти его. Аллах Всевышний сказал нам: «Помогайте друг другу в благодеянии и богобоязненности» (5:2).

Богоугодные дела для семьи покойного

Желательно, чтобы родные покойного или его соседи готовили пищу семье покойного. Это будет помощь им и утешение для их сердец, т.к. они заняты своим несчастьем, и тот, кто приедет к ним, пусть приготовит им еду. Если же семья покойного будет готовить приезжающим людям, то это порицается (макрух), т.к. это новшество, и нет в нем основы. Это добавляет семье несчастье и лишние хлопоты, а также это уподобление невеждам времен джахилийи. Если в наследниках покойного оказался несовершеннолетний, незрелый человек, то тогда вообще запрещается (харам) ему самому готовить пищу людям. В случае крайней необходимости разрешается семье покойного готовить для гостей, прибывших из дальних мест (особенно если они остались ночевать).

Обмывание (гусль) умершего

Хадис Пророка напоминает нам: «У каждого мусульманина по отношению к другому мусульманину есть шесть обязательств…» (Муслим).

Среди них упомянута обязанность (ваджиб) обмывания умершего. Обмывание покойного считается и очищением его от скверны смерти и данью уважения к нему.

Обмывание покойного является обязанностью нескольких представителей общины. Совершать обряд обмывания достаточно один раз (многократное обмывание – это сунна1). Обмывание не считается совершенным, если тело покойного осталось под дождем. Но допустимо опустить тело умершего в проточную воду. В том случае, если речь идет об утонувшем, допустимо совершить обряд обмывания погибшего, не снимая с него одежду и не извлекая его из воды.

Способ обмывания покойника

Недопустимо совершать обмывание, положив тело покойника на землю (при этом цель очищения не будет достигнута). Для обмывания тело покойного располагается на тахте. Обмывание требует тщательности и осторожности по отношению к умершему. Необходимо при этом соблюдать и целомудрие, завещанное Пророком: «Не смотрите на бедра живого и мертвого». Поэтому ‘аврат покойного закрывается куском ткани.

‘Аврат обмывают под куском материи, при этом рука совершающего обмывание должна быть также обернута материй. Ведь запрет взирать на прикрытые части тела предполагает и запрет прикосновения к ним.

Затем умершему делается малое омовение (вуду’). Не обмываются только рот и нос ввиду сложности этой процедуры и невозможности извлечь воду из этих мест без неуважительного к покойному переворачивания его тела. Нет необходимости откладывать обмывание ног при омовении (вуду’), в противоположность тому, как это делается при жизни. Но при омовении голова покойного не протирается, поскольку протиранием очищение не достигается. Голова (борода) омывается отваром алтея лекарственного, или другими моющими средствами, или в крайнем случае только чистой водой. Волосы покойного не следует расчесывать. Далее покойника кладут на левый бок и в соответствии с сунной начинают обмываниес правой стороны – чистой водой до тех пор, пока вода не стечет с тахты. Используется чистая вода с лотосом (сидром) или без него. Затем умершего поворачивают на правый бок и производят те же действия.

Обмывание женщины совершается так же, как обмывание мужчины. Обмывание ребенка ничем не отличается от обмывания взрослого. Ведь при жизни и женщина, и ребенок читают намаз, которому предшествует омовение. Однако маленькому ребенку, не способному еще понимать намаз при жизни, в случае смерти омовение (вуду’) не делается.

Если человек умер в состоянии ихрама, над ним по всем принятым канонам совершается обряд обмывания.



Правила жизни в таком огромном мегаполисе, как Москва таковы, что часть обрядов невозможно совершить в полной мере, это- омовение, облачение в кафан. Т.к. тело перевозится в морг и всё вышеперечисленное делают сотрудники морга.
В такой ситуации, если вы хотите соблюсти обряд, будет целесообразным провести омовение не снимая одежды с умершего: отрите части тела, свободные от одежд (кисти рук, ступни, голова).
ВАЖНО!: Не начинайте омовение до приезда сотрудников скорой помощи и полиции. Только после констатации факта смерти доктором и осмотра места смерти сотрудниками полицией можно будет начать обряд.

Условия (шурут) выполнения обмывания

Шариат считает покойником только целого человека, поэтому отдельные части тела не подлежат обмыванию, но если это большая часть (не половина), то она обмывается. Другое условие шариата гласит, что мусульманский обряд погребения относится только к умершему мусульманину.

Неверного (кяфир) нельзя обмывать, читать намаз. Но если кяфир был близким родственником мусульманина, то он может удостоиться мусульманского обряда обмывания и захоронения. Ведь и сыну-мусульманину не запрещается помогать отцу-кяфиру, ибо сказал Аллах: «И сопровождай их в этом мире в добре» (31:15).

Мусульманских обычаев погребения заслуживают только те умершие, кто был честен, справедлив (‘адиль) и прожил жизнь праведно. Тот, кто творил зло на земле будучи разбойником (баги), притеснителем, убийцей, тем более, если смерть настигла его во время совершения преступления, даже если он был убит, не обмывается и намаз ему не читается.

Если человек, умерший своей смертью или убитый, найден на мусульманской земле (в государстве), и его принадлежность к мусульманам не удалось установить, он заслуживает погребения с соблюдением всех мусульманских канонов.

Кем совершается обмывание

Обмывание покойного совершается человеком одного пола с ним. В случае крайней необходимости мужчина может обмыть маленькую девочку, а женщина – маленького мальчика. При определенном стечении обстоятельств умерший может находиться среди женщин-мусульманок (при отсутствии жены), в этом случае допускается, чтобы обмывание и похороны его совершил специально обученный этому мужчина-кяфир, однако намаз ему читают только женщины-мусульманки. В близкой указанной выше ситуации, если рядом с умершим не окажется мужчины-кяфира, его функции может выполнить специально обученная маленькая девочка (которой не запрещено взирать на ‘аврат). Но если отсутствует и маленькая девочка, а покойного окружают только женщины (даже если среди них есть его родственницы), они не имеют права его обмывать, и дальная родственница делает таяммум, обернув руку куском ткани.

Если женщина-мусульманка умерла среди мужчин-мусульман, ее может обмыть специально обученная женщина-кяфир, а мужчины читают намаз и совершают погребение. Если около умершей нет женщин-мусульманок и кяфиров, обряд обмывания может совершить мальчик, не достигший зрелости. Но если нет мальчика такого возраста, то тело не обмывается, а делается таяммум. Если этот обряд совершает родственник умершей, не обязательно использовать кусок ткани, прикрывающий руку, но в остальных случаях это правило должно соблюдаться (при этом совершающий обряд не должен смотреть на локти умершей). Если умер мальчик, не достигший зрелости, его могут обмывать женщины, точно так же маленькую девочку могут обмывать мужчины, поскольку запрет смотреть на ‘аврат не распространяется на не достигших зрелости.

Кафан. Описание и способ оборачивания

Одежда, предназначенная для покойного, должна состоять из трех вещей: покрывало (изар), плащ (рида’), рубашка (камис).

Цвет кафана по возможности должен быть белым. Материалом для кафана может служить льняное полотно или парча. Для оборачивания покойного в равной мере подходит как новая одежда, так и старая (но непременно выстиранная), но при этом для мужчин исключается шелк и цветная ткань. Однако этот запрет не распространяется на женщин, т.к. одежду из этих тканей они могли носить при жизни.

Считается верным следующее мнение: женщину нужно оборачивать в пять одеяний, а мужчину в три. При жизни оба носили именно такое число одеяний. То же самое делается после смерти, так как в Коране сказано: «Не преступайте, поистине, Аллах не любит преступающих».

Как порицается читать намаз в одном одеянии, так же порицается и заворачивание покойного в одно покрывало, но при крайней необходимости (например, если есть только одно покрывало) это допускается.

Подросток заворачивается так же, как и взрослый мужчина, подобно тому, как при жизни он одевался как мужчина. Если же умирает маленький ребенок, лучше завернуть его в два куска материи, но можно и в один, поскольку так делалось и при его жизни.

Что касается женщины, то, как уже было упомянуто, максимальное количество одежд, в которые она заворачивается, – пять: рубаха (дир‘), вуаль (химар), покрывало, кусок ткани (лифафа), повязка (хирка). И эти пять одежд – сунна в оборачивании женщины. Наименьшим числом одежд, в которые заворачивают женщину, являются три (верхнее и нижнее одеяние, а также покрывало).

Маленькую девочку можно заворачивать в две одежды, девушка-подросток заворачивается как взрослая женщина. Выкидыш заворачивается в одно одеяние.

Число кафанов должно быть нечетным, но не превышающим пяти (т.е. один, три или пять). Сначала расстилается одно покрывало по всей длине, поверх него – другое (изар). На покойного надевают рубаху (камис), если она есть у него. Не надевают только брюки, как уже было сказано в главе «Число кафанов». При жизни покрывало (изар) надевается под рубаху, а после смерти, наоборот и покрывает тело человека от плеча до стоп. После того как на умершего надели рубаху, на голову и на бороду умершего наносят благовония. После этого одним из видов благовоний смазываются места, на которые умерший при жизни опирался во время земного поклона (саджда), то есть лоб, нос, ладони рук, колени и стопы. Все это делается из почтения к умершему, а также для того, чтобы уберечь тело от быстрой порчи и устранить неприятный запах.

При оборачивании мужчин разрешено использовать все виды благовоний, кроме шафрана и желтого дерева. Затем последовательно тело обворачивается двумя полотнищами ткани, сначала с левой, а потом с правой стороны. Предпочтительнее использовать ткань, превышающую рост человека, чтобы закрыть все тело умершего вместе с головой.

Что касается заворачивания женщины, то для нее расстилают два полотна ткани, одним из которых тело оборачивается поверх накидки (для лица). Тканью перевязывают грудь поверх кафанов, чтобы они не развернулись, когда тело будут нести. Волосы (если при жизни у нее были длинные волосы) распускаются с двух сторон между грудей под накидкой.

На кого возлагаются затраты на кафан

Покойного заворачивают в одеяния, купленные за счет его средств, и это делается в первую очередь потому, что это важнее раздачи его долгов, дележа наследства и выполнения завещания. Если же покойный не нажил имущества, то расходы переходят на его наследников или на тех, кого умерший одевал и содержал при жизни.

Если же умерший человек не нажил имущества, и нет человека, согласного взять на себя расходы по его оборачиванию, то это делается за счет средств, выделяемых специальными фондами в помощь нуждающимся мусульманам. Если имущество покойного было разделено, то расходы по оборачиванию берет на себя наследник, если у него есть возможность. Если же таковой нет, и нет того, кто взял бы на себя все расходы, то покойного заворачивают за счет фондов помощи, как было упомянуто выше.

Кому читается джаназа-намаз

Джаназа-намаз читается каждому мусульманину (мужчине и женщине) при любом его общественном положении, ребенку, умершему после рождения, ребенку, умершему во время родов, если он подавал какое-то время признаки жизни.

Намаз не читается мертворожденному ребенку, притеснителю (бугат), разбойнику (кутта‘ ат-тарик), неверному (кяфир), даже если они умерли на мусульманской земле.

Если кто-то не прочитал джаназа-намаз со всеми и не стал читать намаз вторично, это не считается грехом. Но если джаназа-намаз все-таки был прочитан вторично, то он приравнивается к необязательной дополнительной молитве (нафиль) и не предусмотрен узаконенным каноном джаназа-намаза (фард уже выполнен).

Джаназа-намаз покойному читается только один раз. Повторное чтение возможно в том случае, когда намаз был прочитан посторонними людьми, без разрешения имама, близких родственников. Повторный джаназа-намаз является мольбой, просьбой к Аллаху о прощении грехов умершего, потому что дополнительные ду‘а и просьба о прощении имеются в шариате, а дополнительный джаназа-намаз не предписан.

Способ чтения джаназа-намаза

При совершении джаназа-намаза имам произносит вслух четыре такбира (говорит: «Аллаху Акбар!»).

После первого такбира читается ду‘а истифтах (открывающая мольба): «Субханакял-лахумма ва бихамдикя ва табаракясмукя ва та‘аля джаддукя ва ля иляха гайрук!».

«О, досточтимый и славный Аллах. Да будет благословенно имя Твое, да будет высоким величие Твое. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы.

После второго такбира читают салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака хамидун маджид».

(«О, Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину, Ты достославен! О, Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину, Ты достославен»).

После третьего такбира читается ду‘а истигфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка, мир ему. По сунне желательно, чтобы ду‘а, читающаяся после третьего такбира, начиналась с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику. Все это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы.

Если имам хорошо знает ду‘а, то он читает «Аллахумма-гфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва га’иби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи ‘аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху ‘аляль-иман». (О Аллах, прости нашим живым и мертвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере!), если нет, он произносит то, что читается при ташаххуде («Аллахумма-гфир лиль-муминина валь-муминат…»). Так поступают, если умерший человек успел достичь совершеннолетия.

Если же умер ребенок, произносят ду‘а «Аллахумма, дж‘аль-ху ля-на фаратан, ва-дж‘аль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-дж‘аль-ху ля-на шафи‘ан ва мушаффа‘ан». (О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он оказался раньше их, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято).

После четвертого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму ‘аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы.

При чтении джаназа-намаза руки поднимают только во время первого такбира. Во время джаназа-намаз всё, кроме такбиров, читается про себя. Если джаназа-намаз покойнику читают одни женщины, то женщина-имам должна стоять посреди остальных в первом ряду – точно так же, как и во время обязательной ежедневной молитвы.

Правильное совершение джаназа-намаза

Омовение, чистота одежды и места, закрытый ‘аврат, лицо, обращенное в сторону Каабы, – все это является неотъемлемыми условиями совершения не только ежедневной пятикратной молитвы, но и джаназа-намаза. Поэтому, если имам перед совершением джаназа-намаза не совершил обряд омовения, намаз повторно читается всеми присутствующими. Если же имам совершил этот обряд, а люди, читающие намаз, этого не сделали, намаз считается совершенным, поскольку все, что необходимо покойному, будет выполнено имамом. Присутствие группы людей (джама‘ата) во время намаза не является обязательным условием для совершения джаназа-намаза. Если же тело покойного по ошибке положили неправильно (головой по левую руку имама, а ногами по правую) и прочитали намаз, он считается совершенным. Но если это было сделано сознательно, то это грех, так как была нарушена сунна.

Если люди по незнанию прочитали намаз, не повернувшись лицом к кибле, он считается совершенным, но если это было сделано осознанно, он не засчитывается.

Хотя стояние во время джаназа-намаза не является его обязательным условием, однако из уважения к покойному нельзя читать джаназа-намаз сидя (допускается только в том случае, если на это есть особые причины). Если родственник покойного, будучи имамом, по состоянию здоровья прочитал джаназа-намаз сидя, а люди позади него читали намаз стоя, джаназа-намаз считается выполненным.

Если же случилось так, что покойного после обмывания похоронили, не совершив джаназа-намаз, молитва читается над могилой, пока тело еще не разложилось. В книге «Аль-Амали» передаются слова Абу Юсуфа, что в этом случае джаназ-намаз нужно прочитать в срок до трех дней после похорон. По истечении трех дней после похорон джаназа-намаз, как правило, не совершается, поскольку тело умершего уже начинает разлагаться. Однако три дня – это условное время, поскольку существует разница между погодными и географическими условиями, состоянием тела покойного и т.д. Поэтому в каждом конкретном случае устанавливается свой срок.

С точки зрения шариата, разрешается читать джаназа-намаз нескольким покойникам сразу, и в данной ситуации имаму предоставляется выбор: читать джаназа-намаз каждому умершему или всем вместе. Сообщается, что Пророк после битвы при горе Ухуд читал один намаз каждым десяти шахидам. Если же имам решит прочитать джаназа-намаз отдельно каждому умершему, то сначала желательно читать самым достойным. Если имам решил прочитать намаз сразу нескольким умершим одного пола, то носилки с телами ставятся либо в один ряд, как при совершении молитвы, либо друг за другом, по направлению к кибле. В случае, когда среди умерших есть и мужчины, и женщины, носилки с телами мужчин ставятся ближе к имаму, а носилки с телами женщин за ними, ибо при жизни во время совершения молитвы, мужчины стоят ближе к имаму, чем женщины.

Если имам начал читать джаназа-намаз по одному покойному, а после первого такбира перед ним поставили второго, намаз считается совершенным только для первого, даже если имам произнес второй такбир для обоих покойников, поэтому по второму покойному необходимо заново прочитать джаназа-намаз.

Порицаемые действия во время джаназа-намаза

Порицается читать джаназа-намаз по покойному во время восхода и захода солнца, а также когда солнце находится в зените. Если же в один из указанных часов намаз был прочитан, он считается совершенным, и его не нужно читать повторно, так как для джаназа-намаза нет точно установленного времени. Не порицается читать джаназа-намаз после утренней и послеполуденной молитв – перед тем, как зайдет солнце. Если наступило время вечерней молитвы, сначала совершается она, а потом джаназа-намаз.

Все действия, нарушающие обычную молитву, делают недействительным и джаназа-намаз. (разговоры, смех и т.д.).

Кто имеет право быть имамом в джаназа-намазе

При решении вопроса о том, кто имеет право читать джаназа-намаз, чаще всего в житейской практике предпочтение отдается местному имаму, если же и его нет, то близкий родственник. Если покойный еще при жизни завещал кому-то совершить по нему джаназа-намаз, его воля выполняется, даже если выбранный им человек не его родственник. Если у покойного остались два родственника, имеющие равные права на то, чтобы быть имамом во время джаназа-намаза, выбирается старший из них.

Женщины и дети не имеют права быть имамом во время джаназа-намаза. Кроме того, этого права лишаются психически нездоровые люди. Если у умершей женщины остались муж и взрослый сын, право быть имамом получает сын. Однако, с точки зрения шариата, порицается, чтобы сын стал имамом по отношению к матери. Из-за сыновнего почтения он должен уступить это право отцу.

Если у умершего человека остались отец и дед, право читать джаназа-намаз принадлежит отцу, но он уступает его деду из-за уважения к нему.

Похороны

Если хоронят ребенка, лучше, если его будут нести мужчины, и порицается класть его носилки на животное, поскольку ребенок уважаем и почитаем, как и взрослый человек. Уважение и почитание оказывается несением его на руках, а перевоз тела на животных уподобляется перевозке вещей, что является пренебрежением, а это порицается.

Нести покойного нужно головой вперед, потому что голова – одна из самых благородных частей тела. Тому, кто идет за носилками с телом покойного, нельзя покидать место погребения, не прочитав намаз, поскольку целью следования за покойным является именно джаназа-намаз.

Мусульманский обряд погребения покойного обязывает всех, кто провожает, быть сдержанными в выражении скорби. Во время похорон нельзя повышать голос, а еще лучше соблюдать молчание. Люди, следующие за носилками, из уважения к покойному не должны садиться до того, как тахту поставят на землю или тело покойного опустят в могилу.

Когда тело опускают в могилу, произносят «Бисмилляхи ва ‘аля милляти Расулилляхи». («С именем Аллаха и на пути Его Посланника»).

Запрещается закапывать двух или более человек в одной могиле. Но в крайних ситуациях шариат разрешает подобное, тогда первым в могилу опускается самый почитаемый из умерших, а между всеми телами делаются преграды из земли. Если вместе хоронят мужчину и женщину, то в могиле ближе к кибле кладется тело мужчины. Когда хоронят мужчину, женщину, мальчика и девочку, их кладут в такой последовательности: мужчина, мальчик, женщина, девочка.

Кроме того, не следует читать намаз по покойному на кладбище между могилами. Разрешается посещать могилы и читать ду‘а покойным, если они верующие.

Внушение покойному слов Cвидетельства

У шафиитов и ханбалитов желательно совершать обряд внушения взрослому покойному после захоронения. По этим двум мазхабам, внушающий человек садится около головы покойного и говорит: «Я ‘Абдаллах б. Умматиллях, узкур ма хараджта ‘аляйхи мин дарид-дунья, шахадата ан ля иляха иллял-лах, ва анна Мухаммадан расулюл-лах, ва анна-ль-джанната хакк, ван-нара хакк, ва анна-ль-ба‘са хакк, ва аннас-са‘ата атия ля райба фиха, ва аннал-лаха яб‘асу ман филь кубур, ва аннакя радыта билляхи раббан, ва биль-ислями динан, ва би Мухаммадин набиййан, ва биль-Кур’ани имаман, ва биль-Ка‘бати кыблятан, ва биль му’минина ихванан» (Ат-Табарани). «Напоминай, ведь напоминание помогает верующим» (51:55).

«После того как захоронили покойника и люди расходились, было похвальным, если кто-то говорил покойнику три раза у его могилы: «О (такой-то) скажи: Ля иляха иллял-лах, ашхаду алля иляха иллял-лаху», затем: «О (такой-то) скажи: «Рабби Аллах, ва дини аль-исляму ва набийи Мухаммад, мир ему», а затем покидал могилу (Са‘ид б. Мансур в книге «Найл аль-Автар»).

Посещение кладбищ

Лучше посещать могилы в пятницу, субботу, понедельник, четверг. Сунной является стоять и делать ду‘а стоя, как делал Пророк, мир ему, когда приходил на кладбище аль-Баки‘. Желательно посещающему читать суру «Ясин».

Также можно читать суру «аль-Фатиха», начало «аль-Бакара» (1–5), «аят аль-Курсий» (255), «Аманар-расулу…» (285–286), «аль-Мульк» (67), «ат-Такясур» (102), «аль-Ихляс» (112) по три, семь, одиннадцать или двенадцать раз.

Cуры «аль-Фаляк» (113) и «ан-Нас» (114) по 3 раза, затем читающий говорит: «Аллахумма, авсыль саваба ма кара’наху иля (имя покойного), «О, Аллах, даруй награду прочтенного нами ... (такому-то).

Также приводится у ад-Даракутни: «Кто, приходя  к могилам, прочитает 11 раз суру «аль-Ихляс», а затем подарит награду за ее прочтение покойным, то он получит вознаграждение, равное количеству покойников этого кладбища».

Лучше будет, если человек, дающий милостыню (садака), намеревается давать ее за всех мусульман и мусульманок, т.к. вознаграждение от этого не убавляется, а будет всем мусульманам.

Также желательно посвящать вознаграждение (саваб) за чтение сур Корана нашему Пророку, мир ему, т. к. по милости Аллаха, он стал причиной нашего спасения от заблуждения, и в этом одно из выражений нашей ему благодарности.

Порицается (макрух), находясь на кладбище, кушать, пить, громко смеяться, много разговаривать, громко читать Коран и превращать все это в обычное дело. По мнению шафиитов, считается желательным часто посещать могилы, а также стоять рядом с могилами праведных верующих, благочестивых людей. Посещающий должен стоять перед могилой так, как он стоит перед живыми. Порицается целовать гроб, могилы, пороги при входе, когда посещаешь могилы авлия, т.к. это все нововведение (бид‘а).

Выражение соболезнования (та‘зия)

Выражение соболезнования (та‘зия) совершается для усокоения семьи покойного. Моральной поддержкой со стороны родственников безусловно является напоминание близким умершего о терпении и о том, какую награду за терпение они получат, что жизнь и смерть это воля Аллаха и с этим нужно смириться и молиться за покойного (делать ду‘а). Скорбеть по умершему (если это не умерший муж) разрешается 3 дня и 3 ночи, а после этого порицается (макрух). Утешать и поддерживать семью умершего не желательно до и во время похорон, т.к. близкие умершего заняты подготовкой к похоронам; чувство одиночества и необходимость поддержки они испытывают, как правило, после совершения обряда погребения. Приносящий соболезнования мусульманину говорит: «А‘замал-лаху аджракя ва ахсана ‘аза-’акя ва гафара лимай-йитикя»; если же произносится соболезнование мусульманину, а покойник — кяфир, то говорят: «А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака», а от мольбы ду‘а покойнику воздерживаются, так как ду‘а ему запрещено. Если же приносят соболезнование кяфиру, а покойник – мусульманин, то говорят: «Ахсанал-лаху ‘аза-’ака ва гафара лимай-итикя».

Проявление скорби по покойному

Выражение скорби должно быть сдержанным и не нарушать моральных правил: разрешается плакать как перед похоронами, так и после, но не повышая голоса и не произнося плохих слов; также запрещается кричать и громко рыдать.

Если же умирающий не завещал плакать после смерти, то при сдержанном выражении скорби о нем он не мучается. Как сказал Всевышний Аллах: «Что каждая душа приобретает, то остается на ней, и не понесет (носящая) ношу другой» (6:164).

Оплакивать покойного допустимо и в прозаической форме и стихами, но порицается преувеличенно восхвалять его, особенно во время похорон покойного. Сказано в хадисе: «Кто принес соболезнование, похожее на соболезнование времен джахилийи, то не стесняйся скрывать это, отказываясь от него» (Ахмад; ан-Насаи). Запрещается перечислять его достоинства (надаб), а также оплакивать, причитать (наух), бить себя в грудь (джаз‘), по голове, рвать на себе одежду и т.д. Надаб – это перечисление достоинств покойного, а также обращение к нему со словами, которые обычно произносят при оплакивании. Когда человек умирает, и начинают его оплакивать, говоря: «Какой был человек...», то двум ангелам повелевается ударять покойного по груди и спрашивать: «Таким ли ты был?» (Ат-Тирмизи, хадис хороший). Это происходит, если покойный завещал подобный восхваляющий тип его оплакивания, либо если он – неверный (кяфир). Наух – это возвышение голоса с перечислением достоинств (надаб). Сообщается: «Если наиха (та, которая причитает) не покается, то в Судный день она будет в рубахе из смолы и в кольчуге из коросты (струпьев)» (Муслим). А также: «Проклял Аллах наиху и ту, которая это слушает» (Ахмад; Абу Дауд). Джаз‘ – действие, когда бьют себя в грудь, рвут одежду, чернят лицо, посыпают пеплом на голову, повышают голос, громко плачут. Все это запрещается (харам).

Родственникам усопшего необходимо с покорностью и терпением принять предопределение Аллаха, просить у Него помощи, знать, что умершего мусульманина ждет место в Раю. Тех, кто с терпением переносит несчастье, Аллах вознаграждает. Аллах Всевышний сказал: «...и обрадуй терпеливых, тех, которые, когда их постигнет беда, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся! Это те, над которыми благословения от их Господа и милость, и они — идущие верным путем» (2:155–157). Родственникам усопшего надо говорить: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи‘ун» (Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся) т.е. мы Его рабы, и Он делает с нами, что пожелает, и мы осознаем, что мы будем воскрешены, и Он нам воздаст по нашим заслугам. А также: «Аллахумма ’джурни фи мусыбати ва ахлиф ли хайран минха». Затем следует совершить 2 рака‘ата намаза, как делал Ибн ‘Аббас, и прочитать в намазе: «Васта‘ину бис-сабри вас-саляти…» (2:45).

Потерявшему близкого надо терпеть, держать себя в руках. Аллах Всевышний сказал: «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми» (8:46). Пророк, мир ему, сказал: «Терпение – это свет (сияние)» (Муслим).

Чтение Корана по покойному

Усопший получает пользу, если ему делать ду‘а и просить за него прощение у Аллаха («Аллахуммаг-фир ля-ху, Аллахуммар-хам-ху»), а также если подать за него милостыню (садака) и совершить некоторые виды поклонения (‘ибадат) (например, паломничество). Как сказал Аллах: «Те, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в Вере!» (59:10), а также: «...и проси прощения твоему греху и для верующих – мужчин и женщин» (47:19). Существует форма мольбы (ду‘а): «Аллахумма авсыль саваба ма кара’на ли...» («О Господь, даруй награду за чтение...(имя умершего)»). Нет разницы, находится ли читающий Коран рядом с покойным, или далеко. Также нужно иметь уверенность в пользе чтения, чтобы молитва помогла и принесла пользу.

Наверх